20 | 02 | 2020
Только важные новости - анонс!
 
Транспортные объявления!
Главная Новости логистики! Один из самых громких российских инфраструктурных проектов (БТС-2) на грани провала!
Транспортный каталог!
Один из самых громких российских инфраструктурных проектов (БТС-2) на грани провала!
05.03.2012 07:19

Один из самых громких российских инфраструктурных проектов на грани провала!

Один из са­мых гром­ких рос­сий­ских инф­рас­трук­турных про­ек­тов на гра­ни про­вала, и не толь­ко в пе­ренос­ном, но и в пря­мом смыс­ле, пи­шет га­зета "Ком­мерсантЪ".

Морс­кие при­чалы в пор­ту Усть-Лу­га, ко­торые стро­или ком­па­нии Ген­на­дия Тим­ченко для "Транс­неф­ти", ока­зались под уг­ро­зой об­ру­шения. За­од­но вы­яс­ни­лось, что и весь но­вый неф­тепро­вод, ко­неч­ной точ­кой ко­торо­го и яв­ля­ет­ся зло­получ­ный порт, вряд ли спра­вит­ся со сво­ими ге­опо­ли­ти­чес­ки­ми за­да­ча­ми.

При­чаль­ная ис­то­рия Про­ект стро­итель­ства но­вого неф­тепро­вода БТС-2, ко­торый дол­жен был рас­ши­рить воз­можнос­ти Рос­сии по экс­пор­ту неф­ти че­рез оте­чест­вен­ные морс­кие пор­ты в Ев­ро­пу, столк­нул­ся с неп­ре­одо­лимым пре­пятс­тви­ем пря­мо пе­ред пла­ниру­емым за­пус­ком.

Морс­кой тер­ми­нал в пор­ту Усть-Лу­га в Ле­нинг­рад­ской об­ласти, став­ший ко­неч­ной точ­кой пост­ро­ен­но­го "Транс­нефтью" тру­боп­ро­вода дли­ной 1100 км, не мо­жет при­нимать тан­ке­ры и отг­ру­жать нефть из-за об­ра­зовав­шихся про­валов на при­чалах.

При­чина - ра­зошед­ши­еся шпун­ты во внеш­ней при­чаль­ной стен­ке.

Си­ту­ация на стра­теги­чес­ком объ­ек­те бы­ла опе­ратив­но взя­та на конт­роль ви­це-премь­ером Иго­рем Се­чи­ным, ко­ор­ди­на­то­ром ра­бот бы­ла наз­на­че­на "Транс­нефть". Из пе­репис­ки меж­ду чи­нов­ни­ками сле­ду­ет, что про­валы на при­чалах ста­ли об­ра­зовы­вать­ся еще в июле прош­ло­го го­да, ког­да в зо­не тер­ми­нала на­чались пла­новые ра­боты по дно­уг­лубле­нию ак­ва­тории. К то­му вре­мени вла­дель­цы при­чалов ОАО "Рос­нефть­бун­кер" и ООО "Невс­кая тру­боп­ро­вод­ная ком­па­ния", при­над­ле­жащие струк­ту­рам неф­тетрей­де­ра Ген­на­дия Тим­ченко, от­чи­тались о поч­ти пол­ном за­вер­ше­нии стро­итель­ных ра­бот, на при­чалах уже бы­ло смон­ти­рова­но все не­об­хо­димое обо­рудо­вание для пе­ревал­ки неф­ти из тру­боп­ро­вод­ной сис­те­мы в тан­ке­ры.

Вне­зап­но по­явив­ши­еся про­ва­лы уг­ро­жа­ли об­ру­ше­ни­ем пост­ро­ен­ных на при­ча­лах конс­трук­ций. Сог­ла­совать с Минт­ран­сом про­цеду­ру ре­мон­та при­чаль­ной стен­ки заст­рой­щи­кам уда­лось уже в се­реди­не ав­густа, од­на­ко в сен­тябре ра­боты бы­ли вне­зап­но при­ос­та­нов­ле­ны Рос­технад­зо­ром. Про­вер­ка ус­та­нови­ла, что стро­итель­ство объ­ек­та ве­дет­ся без офи­ци­аль­но­го раз­ре­шения, ряд уже пост­ро­ен­ных со­ору­жений не со­от­ветс­тву­ет про­ект­ной до­кумен­та­ции, не оформ­ле­ны долж­ным об­ра­зом зе­мель­ные участ­ки под стро­итель­ство.

От­сутс­твие этих до­кумен­тов не поз­во­лило спе­ци­алис­там Рос­технад­зо­ра оп­ре­делить при­чины рас­хожде­ния шпун­то­вых свай и одоб­рить тех­но­логию ре­мон­та при­чалов. Меж­ду тем ра­боты на объ­ек­те вско­ре бы­ли во­зоб­новле­ны, пос­коль­ку про­ект имел по­лити­чес­кую по­доп­ле­ку. Пер­во­началь­но пла­ниро­валось, что крас­ную лен­точку на отк­ры­тии тер­ми­нала пе­рере­жет премь­ер Вла­ди­мир Пу­тин, а ус­пеш­ный за­пуск БТС-2 ста­нет хо­ро­шим ар­гу­мен­том в поль­зу дей­ству­ющей влас­ти пе­ред вы­бо­ра­ми.

Од­на­ко уло­жить­ся в сро­ки стро­ите­лям не уда­лось. С каж­дым про­ходом дно­уг­лу­битель­но­го сна­ряда про­валов об­ра­зовы­валось все боль­ше, из-за это­го ра­боту про­води­ли по нес­коль­ко раз на од­ном мес­те из-за про­дол­жа­юще­го вы­сыпать­ся из при­чалов грун­та, пов­режден­ные участ­ки при­чаль­ной стен­ки на глу­бинах от 4 до 17,5 м при­ходи­лось зак­ры­вать ме­тал­ли­чес­ки­ми лис­та­ми. Уг­лубле­ние дна не прек­ра­щалось и всю зи­му, ког­да мо­розы и ле­довая обс­та­нов­ка в пор­ту су­щест­вен­но зат­руд­ня­ли ра­бо­ты, про­во­див­ши­еся пре­иму­щест­вен­но под во­дой. Рес­тавра­ция про­вала!

При­мер­но та­кими же уп­ражне­ни­ями уже нес­коль­ко ме­сяцев за­нима­ет­ся и го­сударс­твен­ная "Транс­нефть", пост­ро­ив­шая и за­пус­тившая неф­тепро­вод в экс­плу­ата­цию еще осенью.

"Мы уже не­сем убыт­ки, пос­коль­ку тех­но­логи­чес­ки не мо­жем ос­та­нав­ли­вать сис­те­му и вы­нуж­де­ны прос­то пе­река­чивать нефть из од­но­го хра­нили­ща в дру­гое",- со­об­щил "День­гам" офи­ци­аль­ный предс­та­витель мо­нопо­лии Игорь Де­мин, не наз­вавший раз­ме­ров этих убыт­ков.

По его сло­вам, ком­па­ния вы­нуж­де­на ждать, по­ка стро­ите­ли за­кон­чат ре­монт, что­бы объ­ект был офи­ци­аль­но при­нят в экс­плу­ата­цию Рос­технад­зо­ром. Тех­ни­чес­кие де­тали гос­по­дин Де­мин ком­менти­ровать "День­гам" не стал, в Рос­технад­зо­ре от ком­мен­та­ри­ев от­ка­за­лись, сро­ки воз­мож­но­го при­ема в экс­плу­ата­цию тер­ми­на­ла так­же не наз­ва­ли.

Оп­ро­шен­ные тех­ни­чес­кие спе­ци­алис­ты не рис­ку­ют ав­то­ризо­ван­но ком­менти­ровать име­ющиеся у жур­на­лис­тов фо­тог­ра­фии и дан­ные из пе­репис­ки чи­нов­ни­ков, оп­равды­ва­ясь тем, что для ква­лифи­циро­ван­но­го оп­ре­деле­ния при­чин про­валов и ме­тодов ре­мон­та нуж­но про­водить исс­ле­дова­ния на мес­те.

"Ес­ли за­латать лис­та­ми не удаст­ся, то при­дет­ся пе­рест­ра­ивать все пов­режден­ные участ­ки, при этом ра­зоб­рав ста­рые",- по­яс­ня­ет сот­рудник од­но­го из про­ект­ных инс­ти­тутов, до­бав­ляя, что в худ­шем слу­чае сна­чала "при­дет­ся вы­тяги­вать весь пов­режден­ный шпунт, а это са­мо по се­бе це­лая ис­то­рия".

В этом слу­чае ра­боты за­тянут­ся на нес­коль­ко ме­сяцев. Бо­лее то­го, до нас­тупле­ния вес­ны бу­дет не­воз­можно дать од­нознач­ный от­вет, нас­коль­ко ре­монт ока­зал­ся удач­ным.

"С при­ходом теп­ла мо­гут об­ра­зо­вать­ся но­вые про­ва­лы, ког­да лед с за­ли­ва сой­дет и грун­ты за­сып­ки от­мерз­нут",- по­яс­ня­ет со­бе­сед­ник "Де­нег".

Тем вре­менем "Рос­нефть­бун­кер" и Невс­кая тру­боп­ро­вод­ная ком­па­ния расп­рос­тра­нили прост­ран­ные ком­мента­рии о вы­пол­ненных ре­монт­ных ра­ботах. Из этих объ­яс­не­ний сле­дова­ло, что все не­об­хо­димые ра­боты про­веде­ны, экс­пер­ти­зы да­ли по­ложи­тель­ное зак­лю­чение об ус­той­чи­вос­ти тру­боп­ро­вод­ной эс­та­кады для пе­ревал­ки неф­ти, про­водят­ся до­пол­ни­тель­ные про­вер­ки не­сущей спо­соб­ности фун­да­мен­тов, ве­дет­ся ре­гуляр­ный ге­оде­зичес­кий мо­нито­ринг. Та­ким об­ра­зом, ком­па­ния проз­рачно на­мека­ла, что ни­каких тех­ни­чес­ких проб­лем для за­пус­ка стра­те­ги­чес­ко­го для стра­ны объ­ек­та боль­ше нет.

Од­на­ко из пос­ледних пи­сем ру­ково­дите­ля Рос­технад­зо­ра Ни­колая Куть­ина ви­це-премь­еру Иго­рю Се­чину сле­ду­ет, что ре­гуляр­ная отг­руз­ка тан­ке­ров на от­ре­мон­ти­рован­ных при­чалах ос­та­ет­ся не­безо­пас­ной. Экс­пер­ты ком­па­нии "Спец­фунда­ментстрой" ус­та­нови­ли, что шпун­то­вые сваи при­чаль­ной стен­ки ра­зош­лись не толь­ко в под­водной час­ти при­чала, но и под по­верх­ностью дна, при­чем бо­лее зна­читель­но, чем пред­по­лага­лось. При раз­мы­ве дна греб­ны­ми вин­та­ми от­хо­дящих тан­ке­ров грунт из при­чала бу­дет вновь вы­сыпать­ся, что гро­зит об­ру­шени­ем верх­них стро­ений и пос­ле­ду­ющей круп­ной ава­ри­ей с раз­ли­вом неф­ти в Бал­тий­ское мо­ре.

От офи­ци­аль­ных ком­мента­ри­ев в ве­домс­тве от­ка­зались, сос­лав­шись на то, что служ­ба объ­явит о при­ня­тых ре­ше­ни­ях на эта­пе при­ема объ­ек­та в экс­плу­ата­цию. С эти­ми по­зици­ями бы­ли склон­ны сог­ла­сить­ся и в Минт­ран­се. По не­офи­ци­аль­ным дан­ным, чи­нов­ни­ки ми­нис­терс­тва не хо­тят ока­зать­ся край­ни­ми в этой ис­то­рии и го­товы за­пус­тить тер­ми­нал в тес­то­вом ре­жиме, тор­жест­вен­но и пре­дель­но ак­ку­рат­но отг­ру­зить тан­кер-дру­гой, а за­тем зак­рыть объ­ект на ка­питаль­ный ре­монт, воз­можный в теп­лое вре­мя го­да.

Проб­ле­ма ос­ложня­ет­ся тем, что ана­логич­ные про­валы об­на­ружи­лись и на со­сед­нем га­зокон­денсат­ном при­чале "Но­ватэ­ка", ко­торый стро­ил­ся как еди­ный объ­ект с при­чала­ми для БТС-2, и, сле­дова­тель­но, при­нимать в экс­плу­ата­цию их нуж­но вмес­те. "Нуж­но ре­шить, или про­водить ра­боты еще пол­го­да на но­ватэ­ковс­ких при­чалах, или за­пус­кать от­ре­мон­ти­рован­ные при­ча­лы N4 и N5",- объ­яс­ня­ет си­ту­ацию один из со­бе­сед­ни­ков "Де­нег", сог­лас­ный с по­зи­ци­ей Минт­ран­са.

В поль­зу ве­ро­ят­ности "по­тем­кинс­ко­го" сце­нария при­ема тер­ми­нала выс­шим ру­ководс­твом стра­ны го­ворит и объ­яв­ленный "Сур­гутнеф­те­газом" офи­ци­аль­ный тен­дер на пер­вые отг­руз­ки тан­ке­ров с нефтью из Усть-Лу­ги на 27-28 фев­ра­ля. В "Сов­комф­ло­те", тан­ке­ры ко­торо­го долж­ны при­нять пер­вые пар­тии неф­ти на тер­ми­нале, ком­мента­ри­ев по­лучить не уда­лось. Од­на­ко Вла­дими­ра Пу­тина на этом ме­роп­ри­ятии уже точ­но не бу­дет: пресс-сек­ре­тарь премь­ера Дмит­рий Пес­ков пос­пе­шил объ­явить, что в пла­нах его ше­фа по­езд­ка в Усть-Лу­гу не зна­чит­ся. Окон­ча­тель­ное ре­шение дол­жен был при­нять Игорь Се­чин. Клю­чевое со­веща­ние у ви­це-премь­ера не­од­нократ­но пе­рено­силось и сос­то­ялось, ког­да но­мер под­пи­сывал­ся в пе­чать.

По дан­ным ис­точни­ка "Де­нег", чи­нов­ни­ки сог­ла­сились за­пус­тить при­чал "на сле­ду­ющей не­деле". Премь­ера на ме­роп­ри­ятии не бу­дет. Сле­ду­ет от­ме­тить, что дос­та­точ­ность неф­ти для заг­рузки БТС-2 экс­пер­та­ми рын­ка с са­мого на­чала под­верга­лась сом­не­нию. Но­вое от­ветв­ле­ние от неф­тепро­вода "Друж­ба" бы­ло приз­ва­но ли­шить Бе­лорус­сию воз­можнос­ти ма­нипу­лиро­вать тран­зитны­ми став­ка­ми экс­пор­та рос­сий­ской неф­ти в Ев­ро­пу.

И это уда­лось: Бе­лорус­сия сда­лась, а пос­ле ее вступ­ле­ния в Та­можен­ный со­юз все про­тиво­речия по тран­зитным став­кам бы­ли и вов­се сня­ты. Хо­тя ев­ро­пей­ские пот­ре­бите­ли бы­ли не очень-то до­воль­ны тем, что нефть бу­дет пос­ту­пать морс­ким пу­тем, а не по тру­бам.

Меж­ду тем по­пыт­ки Рос­сии прист­ру­нить сво­его тран­зитно­го парт­не­ра спро­воци­рова­ли от­ветные дей­ствия Ук­ра­ины, ис­пу­гав­шей­ся ос­та­нов­ки тран­зи­та и по сво­им вет­кам "Друж­бы". Нес­мотря на сме­ну влас­ти на Ук­ра­ине, в 2011 го­ду по­ток неф­ти по од­ной из ук­ра­инс­ких ве­ток был по­вер­нут на се­вер, и лег­кая азер­бай­джанс­кая нефть по­тек­ла в нап­равле­нии бе­лорусс­ких НПЗ, что сде­лало не­воз­можным для "Транс­неф­ти" ис­поль­зо­вать эту вет­ку для транс­пор­ти­ров­ки Urals в Ев­ро­пу.

Бо­лее то­го, Ук­ра­ина ак­ти­визи­рова­ла пе­рего­воры с Поль­шей о стро­итель­стве пе­ремыч­ки меж­ду сво­ей тру­боп­ро­вод­ной сис­те­мой и от­ветв­ле­ни­ем "Друж­бы" на поль­ский порт Гдань­ск, объ­емы с ко­то­ро­го (око­ло 10 млн тонн) "Транс­нефть" как раз и пла­ни­ро­ва­ла пе­рек­лю­чить на БТС-2. В кон­це кон­цов рос­сий­ская сто­рона при­няла ре­шение не сок­ра­щать пос­тавки по неф­тепро­воду "Друж­ба". Бо­лее то­го, рос­сий­ские неф­тя­ники те­перь вы­нуж­де­ны мак­си­маль­но заг­ру­жать неф­те­пере­раба­тыва­ющую про­мыш­ленность Бе­лорус­сии, что­бы не ус­ту­пать ры­нок азер­бай­джанс­кой неф­ти, пос­ту­па­ющей в стра­ну че­рез Ук­ра­ину.

Но, хо­тя про­пуск­ную спо­соб­ность стро­ящей­ся БТС-2 сок­ра­тили по срав­не­нию с про­ек­том с 80 млн до 30 млн тонн в год, по­тен­ци­аль­ных объ­емов неф­ти для тру­бы все рав­но не хва­тало. Вла­димир Пу­тин тог­да за­яв­лял, что заг­ру­зить тру­бу на пол­ную мощ­ность поз­во­лит уве­ли­че­ние до­бы­чи неф­ти в Рос­сии. Меж­ду тем, по прог­но­зам Ми­нэнер­го, в 2012 го­ду рос­сий­ские неф­тя­ники уве­личат до­бычу лишь на 1%, а экс­порт сы­рой неф­ти из Рос­сии и вов­се ос­та­нет­ся на преж­нем уров­не.

По за­яв­ле­ни­ям то­го же Ми­нэнер­го, по БТС-2 пла­ниро­валось про­качать в этом го­ду 20 млн тонн. Это зна­чит, что для заг­рузки но­вого тру­боп­ро­вода и тер­ми­нала в Усть-Лу­ге зна­читель­ную часть объ­емов приш­лось бы пе­ренап­ра­вить из рос­сий­ских экс­пор­тных неф­те­пор­тов, преж­де все­го из При­морс­ка и Но­ворос­сий­ска. Та­ким об­ра­зом, глав­ная по­лити­чес­кая цель - сни­жение тран­зитной за­виси­мос­ти от со­седей и по­вы­ше­ние до­хо­дов рос­сий­ской пор­то­вой от­рас­ли - дос­тиг­ну­та не бы­ла.

По мне­нию ди­рек­то­ра исс­ле­дова­тель­ско­го агентства Inf­ra­news Алек­сея Без­бо­родо­ва, рас­хо­ды "Транс­неф­ти" на под­держа­ние в ра­бочем сос­то­янии неф­тепро­вода бу­дут со­от­ветс­тво­вать пол­но­му комп­лек­су рас­хо­дов на экс­плу­ата­цию БТС-2 при ра­боте на отг­руз­ку неф­ти на тан­ке­ры. Кро­ме то­го, мо­нопо­лия не­допо­лучит вы­руч­ку от про­кач­ки неф­ти по БТС-2 (по прог­но­зам Ми­нэнер­го на 2012 год, это 20 млн тонн), со­от­ветс­тву­ющие до­ходы не­допо­лучит и порт Усть-Лу­га из-за от­сутс­твия су­доза­ходов и сбо­ров за них, не го­воря уже о не­допо­лучен­ных до­ходах го­су­дарс­твен­но­го "Сов­комф­ло­та", расс­чи­ты­вав­ше­го пе­ре­во­зить эти объ­емы.

По оцен­ке гос­по­дина Без­бо­родо­ва, ка­питаль­ный ре­монт при­чала дол­жен об­хо­дить­ся в сред­нем око­ло $100 тыс. на один по­гон­ный метр, с уче­том об­щей дли­ны про­валов се­бес­то­имость восс­та­нов­ле­ния при­чалов сос­та­вит как ми­нимум $30 млн. Еще око­ло $100 млн - до­пол­ни­тель­ные дно­уг­лу­битель­ные ра­боты. В "Рос­нефть­бун­ке­ре" объ­ем зат­рат на ре­монт не раск­ры­ва­ют, от­ме­чая лишь, что "по­ка за это пла­тит ком­па­ния". В прив­ле­чении гру­за на тер­ми­нал неф­тетрей­де­ру Ген­на­дию Тим­ченко то­же при­дет­ся расс­чи­тывать толь­ко на се­бя: по мне­нию участ­ни­ков рын­ка, вряд ли кто-то из неф­тя­ников за­хочет зак­лю­чать дол­гос­роч­ные конт­рак­ты на отг­руз­ку неф­ти с не­дост­ро­ен­ных и не­бе­зо­пас­ных при­ча­лов.

Между тем информированные источники утверждают, что проект уже неинтересен и самому Геннадию Тимченко: его структуры предлагали выкупить злополучный терминал ряду нефтяных компаний за $200 млн (по данным источника "Денег", именно столько частный инвестор вложил в строительство терминала).

Но те наотрез отказались: в ремонт причалов придется вложить еще примерно столько же. Разруливать сложившуюся ситуацию, похоже, придется самому Владимиру Путину, при непосредственном участии которого и формировалась нынешняя бизнес-конструкция проекта.

Источник: КоммерсантЪ

Администрация транспортного портала ТранспортММ (ТММ), выражает надежду, на то, что вышеизложенная информация окажется для Вас полезной. От пользователей приветствуются конструктивная критика, замечания и предложения в адрес портала. Об обнаруженных ошибках и неточностях, Вы можете сообщить через меню КОНТАКТ.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Имею сказать!
Вступление России в ВТО - это?
 
Калькулятор - просто используй МЫШЬ!
Новые компании в каталоге!