30 | 09 | 2020
Только важные новости - анонс!
 
Транспортные объявления!
Главная Новости транспорта. В катастрофе Як-42 - виновен командир экипаж
Транспортный каталог!
16.11.2011 10:41

В катастрофе Як-42 - виновен командир экипажа.

Расс­ле­дова­ние кру­шения Як-42 под Ярос­лавлем с хок­кей­ной ко­ман­дой "Ло­комо­тив" на бор­ту за­вер­ше­но.

На этой не­деле мо­гут быть об­на­родо­ваны его ре­зуль­та­ты. При­чиной ава­рии, оче­вид­но, бу­дут наз­ва­ны оши­боч­ные дей­ствия при взле­те ко­ман­ди­ра эки­па­жа Анд­рея Со­ло­мен­це­ва.

А.Со­ломен­цев на раз­го­не неп­ро­из­воль­но при­тор­мо­зил са­молет, пос­та­вив ступ­ни на пе­дали, а ког­да стал тя­нуть на се­бя штур­вал, пы­та­ясь отор­вать тя­желую ма­шину от зем­ли, и вов­се упер­ся в них но­га­ми что бы­ло си­лы.

При этом расс­ле­дова­ние вы­яви­ло, что тор­мо­жение на взле­те в слу­чае с чле­нами эки­пажей Як-42, пе­ре­учив­ши­мися на но­вый тип с са­моле­тов Як-40, вов­се не ред­кое яв­ле­ние.

Де­ло в том, что сис­те­мы уп­равле­ния эти­ми са­моле­тами на раз­бе­ге — пар­ные пе­дали двой­но­го наз­на­чения у каж­до­го из лет­чи­ков — схо­жи. Что­бы под­коррек­ти­ровать нап­равле­ние раз­бе­га­юще­гося са­моле­та, пи­лот на­жима­ет ниж­нюю часть пе­далей, отк­ло­няя так на­зыва­емый руль нап­равле­ния в хвос­те, а что­бы за­тор­мо­зить, да­вит но­гой на верх­нюю часть по ана­ло­гии с ав­то­мо­би­лем.

Од­на­ко есть и су­щест­вен­ное, как вы­яс­ни­лось, раз­ли­чие: пе­дали Як-40 име­ют сни­зу спе­ци­аль­ные по­лоч­ки-чаш­ки под каб­лук, по­это­му но­ги в них мож­но как бы по­ложить и дер­жать пос­то­ян­но, в то вре­мя как на Як-42 этих по­лочек нет.

Конс­трук­то­ры но­вой ма­шины пред­по­лага­ли, что при раз­го­не пи­лоты бу­дут дер­жать каб­лу­ки не на пе­далях, а на по­лу, лишь из­редка подп­рав­ляя руль нап­равле­ния нос­ка­ми, од­на­ко, как убе­дились ави­арасс­ле­дова­тели, это­го не про­изош­ло.

Мно­гие лет­чи­ки, при­вык­шие к удоб­ным "чаш­кам" со­роко­вого, пред­почли сох­ра­нить ста­рую по­зу — с но­гами на пе­да­лях — и на но­вом ти­пе, кор­рек­ти­руя нап­рав­ле­ние, со­от­ветс­твен­но, пят­ка­ми. При этом ру­ководс­тво ави­аком­па­ний и конт­ро­лиру­ющих ор­га­нов не зна­ли о "тор­мозных взле­тах", так как отк­ло­нение пе­далей в сто­рону тор­мо­жения бор­то­выми са­мопис­ца­ми са­моле­та не фик­си­ру­ет­ся.

Ава­рий же до слу­чая с ярос­лавс­кой ка­таст­ро­фой не слу­чалось, пос­коль­ку воз­ни­ка­ющее за­мед­ле­ние пи­лоты ком­пенси­рова­ли ре­жимом ра­боты дви­гате­лей и бо­лее энер­гич­ным "под­ры­вом" пе­ред­ней стой­ки шас­си. Как ус­та­нови­ло расс­ле­дова­ние оба пи­лота зло­получ­но­го рей­са 7 сент­бя­ря взле­тали с но­гами на пе­далях.

Что не­уди­витель­но – та­кое по­ложе­ние для них бы­ло при­выч­но: ко­ман­дир А.Со­ломен­цев, про­сидел за штур­ва­лом Як-40 бо­лее 5 тыс. ча­сов, вто­рой пи­лот Игорь Же­велов, толь­ко что пе­ре­учил­ся на Як-42. Соз­данное кем-то из пи­лотов лег­кое при­тор­ма­жива­ние не при­вело бы к тра­гедии, од­на­ко на этот раз эки­паж, как го­ворят спе­ци­алис­ты, до­пус­тил це­лую се­рию ро­ко­вых оши­бок.

Во-пер­вых, ко­ман­дир не пра­виль­но расс­чи­тал так на­зыва­емую ско­рость при­нятия ре­шения, взяв циф­ру с по­тол­ка, по­наде­яв­шись на свой опыт. Уже отп­ра­вив­шись в раз­бег, один из пи­лотов, как ус­та­нови­ли экс­пер­ты, чуть отод­ви­нул штур­вал от се­бя вмес­то то­го, что­бы дер­жать его в ней­траль­ном по­ложе­нии.

Кро­ме то­го ыг­ра­ли свою роль еще два уже не за­вися­щих от лет­чи­ков фак­то­ра — мел­кие не­ров­ности бе­тон­ки и под­разби­тые амор­ти­заци­он­ные стой­ки пе­ред­не­го шас­си, уси­лив­шие виб­ра­цию.

Тряс­ка спро­воци­рова­ла уп­равляв­ше­го ма­шиной ко­ман­ди­ра на­чать под­рыв еще рань­ше, на ско­рос­ти 185 км/час, пос­ле че­го он и по­лучил впол­не предс­ка­зу­емый ре­зуль­тат — ко­леса от зем­ли не отор­ва­лись.

По су­ти, у эки­пажа в тот мо­мент ос­та­вал­ся единс­твен­ный вы­ход — прек­ра­тить взлет и на­чать экс­трен­ное тор­мо­жение. Од­на­ко лет­чи­ки, как по­лага­ют экс­пер­ты, прек­расно по­нима­ли, что та­кое ре­шение пред­по­лага­ет воз­можный срыв пер­во­го мат­ча на пер­венс­тво КХЛ, на ко­торый ле­тел ярос­лавс­кий "Ло­комо­тив" в Минск, штраф­ные санк­ции к "Як Сер­ви­су" со сто­роны ру­ководс­тва ко­ман­ды, а вслед за этим не­мину­емый "раз­бор по­летов" внут­ри ком­па­нии.

В ито­ге ко­ман­дир А.Со­ло­мен­цев при­нял ре­ше­ние про­дол­жить взлет. С рос­том ско­рос­ти уве­личи­лось дав­ле­ние встреч­но­го по­тока на отк­ло­нен­ный ко­ман­ди­ром руль вы­соты, а со­от­ветс­твен­но, удер­жи­вать штур­вал, на ко­тором воз­никло уси­лие в нес­коль­ко де­сят­ков ки­лог­раммов, ему ста­ло еще труд­нее.

И.Же­велов отор­вал ма­шину от зем­ли, толь­ко по­тянув за штур­вал с уси­ли­ем 64 кг и отк­ло­нив при этом руль вы­соты на 13 гра­дусов в по­ложе­ние каб­ри­рова­ния. Что­бы обес­пе­чить та­кое уси­лие на ру­ках, пи­лоту приш­лось уже не слег­ка, как на раз­бе­ге, а что есть мо­чи да­вить но­га­ми на тор­моз­ные пе­да­ли.

Источник: Коммерсантъ.

Администрация транспортного портала ТранспортММ (ТММ), выражает надежду, на то, что вышеизложенная информация окажется для Вас полезной. От пользователей приветствуются конструктивная критика, замечания и предложения в адрес портала. Об обнаруженных ошибках и неточностях, Вы можете сообщить через меню КОНТАКТ.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Имею сказать!
Вступление России в ВТО - это?
 
Калькулятор - просто используй МЫШЬ!
Новые компании в каталоге!